Добрые и злые духи

«Однако благотворные духи не были врагами духов зловредных, и как первые не были всегда благодетельными, так вторые - всегда вредными. Человек никогда не мог поручиться за настроение духов, под опекою которых он находился; боялся оскорбить друзей, боялся разозлить врагов и, в равном усердии одинаковых средств, старался расположить к себе всех их, не вверяясь слишком – никому».

На дворе 21 век. Прогресс движется вперёд семимильными шагами. Наука раздвигает рубежи непознанного и непонятного… А газеты пестрят объявлениями магов и колдунов – помогу, верну, приворожу… И на экранах телевизоров нет-нет, да и мелькнёт лицо то того, то другого «всемогущего». И клиенты у них есть всегда.

И что интересно, к магам и колдунам обращаются не столько малограмотные «колхозницы», сколько люди с высшим образованием. И не только женщины, но и мужчины. Немало бизнесменов верит, что маг наладит их дела и разрешит проблемы. И это в нашей стране, где не один десяток лет велась активная пропаганда атеизма. Вот такая метаморфоза случилась с нами.

Хотя, чего греха таить, и в годы советской власти многие обращались к знахарям и колдунам. Только искали их не в газетах «Из рук в руки», а передавали их координаты «из уст в уста», то есть по сарафанному радио…

И дело тут не в человеческой глупости, не в образовании, а в том, что в каждом из нас живёт вера в чудо, ожидание чего-то необычного. И ещё в каждом из нас живёт маленький ребёнок, которому хочется, ну очень хочется, чтобы кто-то о нём позаботился, защитил от мнимых или реальных угроз внешнего мира, а порой и от самого себя. Мы искренне верим, что этот кто-то всемогущ.

Наверное, многие из нас помнят поветрие «красной нитки», когда буквально целые классы повязывали на запястье красную шерстяную нитку. Что только учителя не предпринимали – и разъясняли, и нитки срывали. Всё бесполезно! Вера в силу красной нитки была нерушима.

А пришло это из древней славянской магии вязания узлов – наузов. Знахари рекомендуют привязывать шерстяную красную нитку при болях в суставах. Как ни странно, у подавляющего большинства воспользовавшихся этим советом через некоторое время боль значительно уменьшается. Кроме того, в народе до сих пор живёт вера, что красная нитка защищает от несчастий и исполняет заветные желания.

Должно быть, наша надежда на магически силы впитана нами с молоком матери, передана нам генетической памятью. Мир наших предков был заполнен злыми и добрыми духами. От злых нужно было защищаться. Добрых можно было просить о помощи и защите.

Большое значение придавалось возведению дома, ведь дома и стены помогают (мой дом – моя крепость). Но для того, чтобы так и было, предстояло правильно заготовить материалы для строительства и возвести дом с соблюдением множества примет. Знающие люди говорили: «Если три лесины не понравились с приходом в лес, не руби совсем в тот день».

В сохранении уже построенного дома большая надежда возлагалась на домового. Мы до сих пор соблюдаем обычай «присесть на дорожку», хотя многие из нас делают это только потому, что его соблюдали бабушки-дедушки и родители. В древности же знали, что пока отъезжающие присели, домовой стоит рядом, благословляя их на удачную дорогу. В эти несколько минут он может напомнить хозяевам о забытой вещи, невыключенном утюге или предостеречь от чего-то.

К двери прибивали подкову рожками вверх, чтобы дьявол, мечась по разомкнутому кругу, не смог чинить обитателям дома козни. От нечистой же силы под кроватью хранили пучок полыни. При полыни в доме ни одна ведьма не войдёт.

У наших предков существовал обычай – в течение 3-4 недель рождённого младенца никому не показывали, опасаясь сглаза. И что интересно, кошка или крольчиха и другие животные также не любят показывать до определённого времени своих малышей. Может быть, наши предки были благоразумнее нас, и в этом действительно что-то есть? Если женщине казалось, что её ребёнка чересчур захваливают, она облизывала лицо ребёнка языком, как делает это кошка. Моя прабабушка матерям, жалующимся на сглаз, рекомендовала на утренней зорьке обтереть лицо ребёнка подолом материнского платья или юбки.

Добрым духом считалась Дрёма, которая навевала сны младенцам и нашёптывала сказки. Зато наши предки очень боялись одноглазого духа Лихо - оттуда и берёт свои корни пословица: «Не буди Лихо, пока оно тихо». Считалось, что Лихо, в силу своего плохого зрения, часто набрасывается не на того, на кого следует – помилует пьяницу и бездельника, а хорошему человеку от него достанется. А ещё Лихо был бессовестным иждивенцем – сядет на шею хорошему человеку и сидит, пока не развалит все дела и не пустит несчастного по миру. После этого Дух-захребетник слезает с шеи и ищет другого хозяина.

Но, в сущности, мы точно так же, как и наши предки, оцениваем окружающий мир, всё явное и скрытое от нас завесой тайны, исходя из собственных потребностей, приписывая и реальности, и зазеркалью наши скрытые и явные желания, забывая о том, что мир, который нас окружает существует по иным законам, часто не совпадающим с нашими предпочтениями.

Вместо того, чтобы прислушаться к чему-то, смутно подсказывающему нам нечто правильное с точки зрения природы, мы диктуем свои условия, требуем их выполнения, торгуемся… В смысле: и богу свечка, и чёрту кочерга. Об этом замечательно сказал Ксенофан, живший в VI-V вв до н.э.: «Если бы кошки имели своего бога, то они приписали бы ему ловлю мышей».

Вот так же и мы приписываем духам волю и желание исполнять наши желания, помогать нам или, напротив, вредить и пугать. Кто знает, легче нам от этого живётся или сложнее. К тому же ещё никому не удавалось приподнять завесу тайны и заглянуть за черту – что же ТАМ на самом деле…

Во всяком случае, у каждого из нас есть ангел-хранитель, то есть добрый дух, который беспокоится о нашем благополучии, ведёт нас в трудные моменты жизни. Совсем неплохо научиться прислушиваться к его советам. Некоторым удаётся беседовать со своими ангелами-хранителями и даже узнавать их имена. Для этого, наверное, просто нужно захотеть прислушаться к самому себе. И ваш Ангел непременно откликнется.